Внедрение на российском IT-рынке "облачных" сервисов будет развиваться, считают эксперты. По данным аналитического агентства Forrester Research, в 2011 году объем мирового рынка облачных технологий составил 42 млрд долларов, а к 2020 году он вырастет до 241 млрд. Объем российского рынка пока невелик, в 2011 году он составил около 0,25 млрд долларов. То есть нам есть куда расти.
"Облачные" технологии меняют IT-рынок: появляются новые требования к оборудованию и ПО. Для большинства участников рынка "облачные" технологии - это новая бизнес-модель. Появляются новые игроки, которые пытаются отвоевать клиентов у компаний, работающих традиционным способом. На самом деле рынок IT-услуг последние годы остается примерно одинаковым. Его рост сопоставим с ростом экономики страны. А огромные цифры, которые демонстрирует сегмент "облачных" технологий, объясняются тем, что традиционные технологии теряют свои позиции, - объяснил руководитель направления продаж решений для ЦОД компании Cisco Олег Коверзнев. - Доля России на мировом рынке пока менее 1%, как и доля компаний, которые уже внедрили "облачные" вычисления в свою работу или планируют внедрять, тоже небольшое - 10-12%. При этом внедрение "облаков" активнее идет в столице, чем в регионах. Однако есть тенденция к увеличению, каждый год российский рынок будет расти как минимум вдвое".
По наблюдениям экспертов, медленное развитие "облаков" на начальном этапе предопределило слабое развитие рынка IT-аутсорсинга. В России он значительно меньше, чем в странах с похожей экономической моделью. Помимо этого, российские сервис-провайдеры поздно выходят на рынок: проходят годы с момента появления идеи до построения модели и стратегии компании.
Еще одна проблема - слабое участие государства в регулировании и стимулировании рынка "облачных" услуг.
"Без прозрачного законодательства в сфере регулирования развитие этого рынка будет сильно затруднено. В странах, где государство активно стимулирует развитие "облаков", компании получают огромную прибыль от внедрения новых технологий. Это происходит в США, Австралии, Японии, Индии, Китае", - отметил Олег Коверзнев.
Продвижению "облаков" на российском рынке мешает также дефицит кадров. Чтобы адаптировать технологию, необходимы специалисты с широким кругозором, которые могли бы из всех вариантов сервисов выбрать именно тот, который подходит конкретной компании. Роль такого IT-специалиста в компании изменится, он уже будет не только обслуживать бизнес, но сможет трансформировать его и сделать эффективнее.
Основными потенциальными потребителями "облачных" сервисов во всем мире эксперты считают компании сегмента малого и среднего бизнеса. "В США и Европе быстрее всего адаптировали "облачные" сервисы к работе небольшие компании. В России прослойка МСБ небольшая и культура использования IT-услуг отличается от западной. Основной сегмент потребителей "облаков" - это крупные предприятия, они составляют до 80%, - объяснил Олег Коверзнев. - Кроме того, с большим нежеланием IT-департаменты малых и средних компаний отказываются от капитальных затрат. Однако новая волна кризиса приведет к резкому сокращению капитальных затрат. Это подтолкнет к переходу на "облачные" технологии.
По прогнозам компании Cisco, в ближайшие годы на рынке "облачных" технологий России развернется борьба между локальными игроками - традиционными операторами и альтернативными. Крупные западные игроки пока не заинтересованы выходить на российский рынок из-за большой стоимости локализации. Роль крупных российских сервис-провайдеров будет заключаться в том, что они станут площадками для разработки облачных приложений. Компании, которые смогут это сделать, обеспечат себе устойчивые позиции на рынке телекоммуникационных услуг. "Облачные" вычисления будут востребованы в компаниях госсектора, сфере образования и здравоохранения. Появятся локальные игроки, которые будут разрабатывать услуги под эти сферы. Среди сервисов будут наиболее востребованы приложения, связанные с повышением продуктивности работы персонала, системы управления продажами и проектами.
Как отметил заместитель гендиректора Группы Optima Игорь Гурков, говоря о преимуществах облачных сервисов, важно не упустить из виду критерий безопасности, потому что он является самым важным в деле хранения данных. "Облачные сервисы, конечно, перспективны, но специфика российского бизнеса такова, что стороннему провайдеру крупный бизнес не слишком доверяет. Принимая решение в пользу "облаков", крупные компании предпочитают строительство собственных сервисов. Для МСБ вариант публичного "облака" больше подходит, но здесь встает ребром вопрос управления доступом, то есть опять же - вопрос безопасности. Всех беспокоит, насколько данные той или иной компании будут прозрачны для других участников облака, - отметил Игорь Гурков. - Однако эти вопросы уже довольно успешно решаются. Поэтому, скорее всего, развитие "облачных" технологий для МСБ вполне перспективно. Такие сервисы позволят сэкономить на установке собственного ПО и сделают бизнес более эффективным".
Автор: Юлия Воронина
Источник: "Российская бизнес-газета"
Нет комментариев
Добавить комментарий